Глава Первомайского района


Сиберт

Ирина Ивановна

Помощь слабовидящим:
Яндекс.Погода

ИСТОРИЯ

Село Первомайское (когда-то Пышкино-Троицкое) является одним из древнейших населенных пунктов Томской области. В 2005 году ему исполнилось 405 лет. К сожалению, в настоящий момент приходится констатировать очень малое количество сведений о начальной истории села и окружающих земель.


Государственный архив Новосибирской области в 1994 году предоставил следующие сведения: "Как отмечается в "Списке населенных мест Сибирского края" (издание статистического отдела Сибирского исполнительного комитета, 1926 г., т.2, стр. 34), село Пышкино-Троицкое возникло в 1600 году".


По имеющимся в Первомайском краеведческом музее данным, в 1725-1726 гг. в селе была построена церковь - в честь Живоначальныя Троицы. Отсюда и название села - Пышкино-Троицкое (Пышкино-Троица). Но если со словом "Троицкое" все ясно, то что означает "Пышкино" остается вопросом. Считается, что топоним (т. е. собственное имя географического объекта) "Пышкино" произошел от имени чулымского князя Пышки.


Еще задолго до прихода на реку Чулым (в переводе с тюркского - "большой ручей") русских переселенцев, существовали юрты Пышкины. Вообще юрта – это название жилища у некоторых сибирских народов. Во множественном же числе, в переводе на русский язык, юрты – деревня, поселение. Это и была деревня Пышкина, в которой проживали ясашные чулымцы. Они выбрали для своего поселения огромный живописный мыс материкового берега, с двух сторон окруженный водой: с одной стороны Чулым (теперь это старица – речка Беляйка и озеро Беляй), а с другой - речка Куендат, что в переводе с языка проживавшего здесь когда-то народа кетов означает "медвежья река".


На рубеже XVI-XVII веков на Чулым пришли сначала сургутские казаки и стрельцы. Они-то, очевидно, впервые и застали на Чулыме татарские юрты-деревни, в том числе и деревню, прозванную Пышкиной, по имени чулымского князя или главы рода.


Итак, чулымские тюрки, или, как их еще именуют, чулымские татары, проживали здесь издавна, а 1600 год является датой фиксации русскими аборигенного поселения на этом месте. Постепенно к коренному населению стало прибавляться пришлое.


Деревня Пышкина со временем переросла в село Пышкино-Троица и между ними существует преемственность, нет временного разрыва. В течение многих десятилетий чулымцы, русские, представители других этносов проживали здесь рядом друг с другом. Поэтому дату "1600 год" можно считать началом нашего родного населенного пункта, представлявшего собой сначала чулымское поселение, затем - чулымско-русское и, наконец, ставшего селом, в котором преобладающей национальностью являются русские.


История села Первомайского богата и разнообразна. Она пока еще скрывает от нас многие свои тайны, но постепенно белых пятен становится все меньше. И возможно в будущем перед нами открывается та самая, неизвестная до сих пор или забытая, во многом сложная, но интересная история старинного сибирского села, носившего красивое название - Пышкино-Троица.