Изменения в порядке регистрации и постановке на кадастровый учет с 2017 г. (в связи со вступлением в законную силу Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ)
1. Появился новый реестр недвижимости
С 1 января вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон), который предусматривает введение Единого государственного реестра недвижимости и единой учетно-регистрационной процедуры.
Cформирован Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН), который объединил сведения, содержащиеся в настоящее время в кадастре недвижимости и ЕГРП. В ЕГРН вошли, в частности, реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости), реестр прав, их ограничений и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость), а также реестр границ. Вестись ЕГРН будет в электронном виде. Исключение составят реестровые дела. В них на бумажном носителе будут храниться оформленные в простой письменной форме и представленные в бумажном виде заявления, а также документы, оригиналы которых отсутствуют в других органах госвласти, органах местного самоуправления и архивах.
2. Уточнены объекты недвижимости, которые подлежат
кадастровому учету и права на которые регистрируются
Согласно новому Закону в кадастр недвижимости будут вносить сведения о машино-местах, едином недвижимом комплексе и предприятии как имущественном комплексе.
Машино-места будут учитываться в кадастре и регистрироваться как самостоятельные объекты недвижимости. Их допустимые размеры установлены Минэкономразвития России. Собственник зарегистрированного машино-места сможет зарегистрировать право собственности на него, выделив долю в натуре.
3. Учитывать недвижимость и проводить госрегистрацию
прав на нее будет Росреестр
Согласно новому Закону проводить кадастровый учет недвижимости и регистрировать права на нее должен исключительно Росреестр и его территориальные органы (далее вместе - Росреестр). Эти полномочия нельзя будет передать подведомственным учреждениям.
4. Кадастровый учет объектов и госрегистрация прав будет
проводиться как одновременно, так и отдельно
4.1. Когда учет и госрегистрация осуществляются одновременно
Зарегистрировать права на объекты недвижимости по общему правилу невозможно, если они не учтены в кадастре недвижимости. Согласно новому Закону, если сведения об объекте недвижимости отсутствуют в ЕГРН, его учет в кадастре и госрегистрация прав будут осуществляться одновременно. Исключения составят ситуации, когда кадастровый учет может проводиться без одновременной госрегистрации и наоборот. Учет и госрегистрация будут проводиться одновременно в следующих случаях: - создание объекта недвижимости (за исключением ситуации, когда кадастровый учет можно осуществить без одновременной госрегистрации прав); - образование объекта недвижимости (кроме случаев, когда кадастровый учет проводится без одновременной госрегистрации прав);
- прекращение существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН;
- образование или прекращение существования части объекта, на которую распространены ограничения прав и обременения объекта, подлежащие госрегистрации, за исключением случая, установленного Законом.
4.2. Когда учет и госрегистрация проводятся отдельно Законом установлены случаи, когда права на объекты недвижимости, сведения о которых имеются в ЕГРН, будут регистрироваться без проведения одновременного кадастрового учета. К их числу относятся, например, госрегистрация перехода права собственности, подтверждение ранее возникших прав. В Законе также определены исключительные ситуации, при которых кадастровый учет осуществляется без одновременного проведения госрегистрации прав на объекты недвижимости. Такое проведение учета возможно, в частности, в следующих случаях:
- создание объекта недвижимости на основании разрешения на ввод объекта капстроительства в эксплуатацию, которое представлено органом госвласти, местного самоуправления или корпорацией "Росатом" в порядке межведомственного взаимодействия;
- прекращение существования объекта, права на который не зарегистрированы в ЕГРН;
- изменение основных характеристик объекта.
5. Изменены правила обращения с заявлением о кадастровом
учете недвижимости и госрегистрации прав
В новом Законе установлен перечень лиц, по заявлениям которых будут учитываться объекты недвижимости и регистрироваться права на них. Кто именно может подать документы, зависит от того, как проводится учет и госрегистрация - одновременно или раздельно.
Так, согласно положениям Закона заявление в отношении созданного (т.е. построенного) объекта недвижимости может представить:
- собственник или иной правообладатель земельного участка, на котором расположен такой объект недвижимости, - при одновременном осуществлении учета и госрегистрации;
- орган госвласти, местного самоуправления или корпорация "Росатом", выдавшие разрешение на ввод объекта капстроительства в эксплуатацию, - при учете в кадастре без одновременной госрегистрации.
Заявление о кадастровом учете или госрегистрации и необходимые документы, можно представить:
- в бумажном виде - лично (в орган регистрации через Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра", через МФЦ, при выездном приеме) или по почте (в Росреестр);
- в форме электронных документов - через единый портал госуслуг или официальный сайт Росреестра.
5.1. Отменено требование об обязательном представлении учредительных документов юрлица Согласно новому Закону Росреестр самостоятельно запрашивает учредительные документы юрлица, обратившегося за учетом объекта и госрегистрацией прав на него. Организация вправе подать такие документы по собственной инициативе.
5.2. Установлен единственный случай отказа в приеме документов В приеме документов будет отказано, если не установлена личность заявителя, который непосредственно обратился с документами (например, не предъявлен паспорт).
5.3. Уточнены случаи, при которых документы возвращаются без рассмотрения В Законе уточнен перечень оснований для возврата заявления и документов без рассмотрения. К ним, в частности, относятся:
- несоответствие формата заявления и документов, представленных в электронном виде, установленному формату;
- наличие в заявлении и документах, которые представлены в бумажном виде, подчисток, приписок, зачеркиваний и других неоговоренных исправлений, в том числе выполненных карандашом, а также наличие повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание;
- отсутствие подписи заявителя в заявлении о кадастровом учете объекта или госрегистрации прав.
- если в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах отсутствует информация об уплате госпошлины и не представлен документ, подтверждающий ее уплату (пять дней с момента подачи заявления); - в ЕГРП имеется запись о невозможности регистрации перехода, ограничения права и обременения недвижимости без личного участия собственника или его законного представителя.
6. Сокращен общий срок кадастрового учета
и госрегистрации прав
Согласно новому Закону общий срок осуществления учета объекта недвижимости в кадастре и госрегистрации прав сокращен.
При подаче документов в Росреестр он составит:
- 5 рабочих дней - для кадастрового учета;
- 10 рабочих дней - в случае одновременного проведения учета и госрегистрации;
- 7 рабочих дней - для госрегистрации прав.
Если документы будут представляться через МФЦ, то сроки проведения кадастрового учета и госрегистрации прав увеличиваются на два рабочих дня.
6.1. В какой срок будет проводиться госрегистрация ипотеки
Новым Законом сохранен только срок (5 рабочих дней), установленный для госрегистрации ипотеки жилых помещений при подаче документов в Росреестр.
Следовательно, госрегистрация ипотеки земельных участков, зданий, сооружений, нежилых помещений или машино-мест будет осуществляться в общий срок (7 рабочих дней) при условии представления документов в Росреестр. Однако он сократится до трех рабочих дней, если госрегистрация будет проводиться на основании нотариально удостоверенного договора ипотеки или нотариально заверенного договора, который влечет возникновение ипотеки в силу закона (например, договора купли-продажи недвижимости за счет кредитных средств банка), до одного рабочего дня, следующего за днем поступления документов - при направлении документов в электронной форме.
7. Уточнены основания приостановления кадастрового
учета и госрегистрации по решению госрегистратора
В новом Законе содержится подробный перечень оснований, по которым кадастровый учет и госрегистрация могут быть приостановлены. По сравнению с действующими основаниями, этот список значительно увеличен (в нем перечислено 55 оснований).
Перечисленные в новом Законе основания приостановления определили пределы проведения правовой экспертизы, которая осуществляется только на предмет наличия или отсутствия оснований приостановления или отказа в кадастровом учете или госрегистрации прав. Следовательно, если указанные основания отсутствуют, кадастровый учет и (или) госрегистрация прав приостановлены быть не могут.
Если в течение срока приостановления не устранены причины, послужившие основанием для приостановления, в проведении кадастрового учета и (или) госрегистрации будет отказано.
7.1. Увеличены сроки, на которые приостанавливаются учет и госрегистрация
Новый Закон установил более продолжительные сроки приостановления госрегистрации. Срок приостановления кадастрового учета не изменился. При этом предусмотрен срок его приостановления в заявительном порядке.
Так, сроки приостановления учета объектов и госрегистрации составят:
- три месяца - по решению госрегистратора (за исключением отдельных оснований, для которых предусмотрены иные сроки приостановления); - шесть месяцев - по инициативе заявителя. При этом в Законе уточнено, что по заявлению приостановление возможно только один раз.
8. Кадастровый учет и госрегистрация могут проводиться
без участия правообладателя
Закон предусматривает, что сведения в ЕГРН будут вноситься в том числе в порядке межведомственного взаимодействия. Обязанность направлять необходимые для учета и госрегистрации документы в таком порядке установлена для органов госвласти, органов местного самоуправления, судов и нотариусов при принятии ими решений (актов). Например:
- органы госвласти и органы местного самоуправления должны направить документы, если ими принято решение об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, установлении или изменении разрешенного использования земельного участка, отнесении к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории земель в другую;
- ФМС России - информацию об изменении сведений о физлице;
- ФНС России - информацию об изменении сведений об организациях и ИП;
- суды или уполномоченные органы, наложившие арест, - заверенную копию такого акта;
- нотариусы - сведения о выдаче свидетельства о праве на наследство.
При поступлении документов (содержащихся в них сведений) в порядке межведомственного взаимодействия Росреестр вносит на их основании сведения в ЕГРН (за исключением случаев, когда их внести невозможно) и уведомляет правообладателя о внесении.
9. Кто и за что несет ответственность при осуществлении
кадастрового учета и госрегистрации
Согласно Закону ответственность за действия (бездействие) при проведении кадастрового учета и госрегистрации распределена между Росреестром и госрегистратором.
Так, госрегистратор несет ответственность за несоответствие внесенных им в ЕГРН сведений тем сведениям, которые содержатся в представленных документах (за исключением данных, внесенных из других информационных ресурсов), за необоснованное приостановление и отказ в кадастровом учете или госрегистрации прав или уклонение от их проведения.
Росреестр несет ответственность за ненадлежащее исполнение своих полномочий, в том числе за утрату и искажение сведений, которые содержатся в
ЕГРН, полноту и достоверность предоставляемых сведений, незаконный отказ в кадастровом учете или госрегистрации прав, установленный вступившим в законную силу решением суда. При этом предусмотрены случаи, когда Росреестр имеет право регрессного требования к органам и лицам, по вине которых допущены нарушения.
10. Уточнены условия выплаты компенсации за утрату
права на жилое помещение
Компенсация за жилое помещение - единственное пригодное для постоянного проживания - выплачивается однократно собственнику, который по независящим от него причинам не вправе истребовать его от добросовестного приобретателя, а также добросовестному приобретателю, от которого оно было истребовано. Согласно Закону условием ее выплаты является невозможность получить от третьих лиц возмещение, установленное вступившим в законную силу решением суда, по причине прекращения взыскания по исполнительному документу, например, в связи с внесением записи об исключении должника-организации из ЕГРЮЛ. Положение Закона о компенсации за утрату права, зарегистрированного в ЕГРН, вступает в силу с 1 января 2020 г.